понедельник, 21 октября 2013 г.

Реализм начала XX века

На рубеже веков общество всегда переживает духовный кризис.
(! ключевое слово - "духовный") 





Так ли это?

Сопоставьте состояние общества на современном этапе и на рубеже XIX - XX веков.

В качестве аргументов используйте изученные произведения И. Бунина и А. Куприна.


42 комментария:


  1. В литературе - серебряный век , сформировалось три направления (их больше, но это - основные): акмеизм, символизм, футуризм
    это было связано с кризисом, который был в сознании людей (а особенно в сознании литераторов, ведь они такие впечатлительные и восприимчивые)
    этот кризис связан с объяснением сущего в жизни.Христианизация пропала, вера и смысл жизни в "спасении души" начала сходить на нет.у современников рубежа 19-20 веков усилилось чувство катастрофичности бытия (т.к. старый строй общества рушится, и кто останется на плаву - неизвестно).
    Вот. Это оно и есть. Крайние консерваторы и социалисты не понимали этого настроения, даже, я бы сказал, не принимали, они называли его "декадентское". Но абсурд того времени в том, что именно это "упадническое" настроение подтолкнуло русскую культуру того времени на взлет.
    В духовном плане произошел натиск производства
    и люди потеряли связь с природой, начало расти первое слабенькое поколение потребителей.


    ООО "Фиорд.,Ген. директор Геер И.А.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И где же здесь ответ на вопрос? Это только начало рассуждений.

      Удалить
  2. Традиционные ценности пали, этот натиск заставил людей пересмотреть отношение ко всему: к вопросам о добре и зле, истине, лжи, вере, смысле жизни.но зато в этот переломный момент была совершена масса открытий, кардинально поменялись литературу, искусство и, в принципе, все сферы жизни.
    Всё как бы расшаталось, разболталось.
    Это будто человеку начали ломать ноги, чтобы в трещинах сформировалась новая костная ткань и ноги стали длиннее.
    Куприн отображает несправедливость, но армейскую, и даже к концу 20-го века были целые армии таких вот "Хлебниковых", которых было некому защитить. Офицеры пользовались своим положением и им было наплевать на солдат.
    Бунин же описывает,что громадная Атлантида это модель капиталистического общества. Описание жизни на пароходе даётся в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскалённого угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно курили, цедили коньяк и ликёры . Этим резким переходом Бунин подчёркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счёт эксплуатации и порабощения людей, непрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. Господин из Сан-Франциско - это символичный образ, ведь у него даже нет имени. Он - это символ целого сословия. Отсутствие имени говорит также об отсутствии индивидуальности. Он - просто типичный богач.Мир миллионеров ничтожен и эгоистичен. Эти люди всегда ищут себе выгоду, чтобы им одним было хорошо, но они никогда не задумываются о людях, которые их окружают. Они высокомерны и стараются избегать людей низшего ранга, относятся к ним с пренебрежением, хотя оборванцы будут им преданно прислуживать за гроши. Господину из Сан-Франциско, этому бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура лодочника Лоренцо, богатого бедняка, “беззаботного гуляки и красавца”, равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота природы — вот что является, по мнению И.А.Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги.

    Однако по мере развития в России капиталистических отношений, формирования промышленного пролетариата марксизм приобретал все большую популярность. Образование в 1883 г. за границей, в Женеве, первой марксистской группы «Освобождение труда», возникновение отдельных марксистских кружков в России и, наконец, организация в 1895 г. «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» во главе с В. И. Лениным — вот основные вехи становления российской социал-демократии в конце XIX в.

    Поначалу социал-демократы стремились упрочить и расширить свое влияние прежде всего в интеллигентской среде — новое движение остро нуждалось в умных, знающих, талантливых агитаторах и пропагандистах марксистских идей. Однако уже петербургский «Союз борьбы» начинает решать более сложные задачи. Это была строго централизованная, дисциплинированная организация, объединившая около 30 социал-демократических групп — практически всех активных марксистов российской столицы. «Союз борьбы» стремился установить контакты с рабочим движением, внедрить в него марксистскую идеологию и подчинить социал-демократическому руководству. «Союз» сыграл серьезную роль в организации забастовочного движения рабочих текстильных предприятий Петербурга в конце 1895—1896 г.

    ООО"Фиорд".,Ген. директор Геер И.А.

    ОтветитьУдалить
  3. Проблема духовного возрождения современной России привлекает к себе повышенное внимание исследователей на рубеже XX-XXI веков, что обусловлено кардинальными преобразованиями всех сфер российского общества. Безусловно, что духовный кризис в России конца XX - начала XXI веков обладает присущей только ему спецификой. Для духовного кризиса России конца XX - начала XXI веков характерно то, что присуще, по мнению автора, духовному кризису любого общества - болезненный переход от одного состояния духовной сферы к другому состоянию.
    Одной из ключевых категорий в социально-философском анализе процессов, идущих в духовной сфере современного российского общества, является категория «духовность», которая присутствовала в трудах еще дореволюционных философов, отождествлявших духовность с религиозностью.
    Сама природа духовного кризиса нуждается в углубленных исследованиях. Очень важным считаем исследование эффективности используемых в настоящее время механизмов преодоления духовного кризиса. Глубокого изучения требует имеющийся мировой опыт по преодолению духовного кризиса. Выявление не только причин и симптомов кризиса, установлении их иерархии, но и более точная фиксация связи тех и других является одним из условий преодоления кризиса. Более глубокое понимание природы духовного кризиса будет способствовать поиску более эффективных путей его преодоления.
    Даже сам Дьявол из Бунинского рассказа "Господин из Сан-Франциско" не без робости взирает на спокойно рассекающую зимний штормовой океан "Атлантиду" - великолепный многопалубный лайнер с веселящимися толпами в залитых огнями салонах и надежно укрытым в глубоком трюме телом мертвого американца, возвращающегося домой после своего незадавшегося круиза, - символизирующую для автора страшную в своей торжествующей самоуверенности силу этого научно-технического прогресса.

    Джалалов Артур, 11"б"

    ОтветитьУдалить
  4. Конец XIX — начало XX в. представляет собой перелом¬ную эпоху не только в социально-политической, но и ду¬ховной жизни России. Великие потрясения, которые пере¬жила страна за сравнительно небольшой исторический пе¬риод, не могли не отразиться на ее культурном развитии.
    Проблема духовно-нравственного состояния русского общества конца XIX - начала XX веков является значимой и до сих пор привлекает внимание общественности, что нашло отражение в литературе
    В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. В духе гуманистических традиций, унаследованных от прошлого, рассматривают этот вопрос такие писатели-реалисты, как И. Бунин, А. Куприн, используя при этом все художественные средства, которые стали достижением рубежа веков.
    Проблема человека и окружающего его мира может быть рассмотрена
    на примере произведений А. Куприна. Творчество этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современной ему прозы. Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А.Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениями жизнь - побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А.Куприи много раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. Но А.Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой человечности, которая всегда отличала русских писателей.

    Повесть "Поединок" была воспринята современниками в первую
    очередь как произведение, социально направленное, в нем разглядели - они с интересом, другие с возмущением - антиармейскую тему. Повесть связывали с поражением русской армии в войне с Японией. Современников поразило то, как правдиво и беспощадно показал писатель деградацию офицерства, быт и нравы армейских служак. Само название "Поединок" многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с самим собою.


    Бунин в рассказе « Господин из Сан-Франциско» описывает «Атлантиду» как модель капиталистического общества. Он разделяет корабль на верхнюю палубу и трюм. Наверху жизнь размеренная и веселая.
    Мир в котором живет Господин из Сан – Франциско алчен и глуп. Даже богатый г-н в нем не живет, а лишь существует. Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам. И когда Господин собирается в путешествие, то ему кажется, что это будет прекрасно. На гигантском корабле – отеле «Атлантида» путешествую миллионеры, их семьи. И жизнь на этом корабле течет изо дня в день размеренно и плавно. По вечерам вся «Атлантида» погружается в атмосферу «праздника». Лишь «великое множество слуг работает в поварских, судомойнях и винных подвалах». Одни отдыхают, а другие люди – работают. Во всем чувствуется привкус денег. . И только в начале «путешествия в жизнь» господин из Сан – Франциско умирает в гостинице. Все планы, дальнейшую жизнь убивает сердечный приступ. И уже после смерти тело не несут в шикарные номера гостиницы, его несут в маленький, дешевый номер. И потом кладут в ящик из – под воды. Даже жена и дочь, самые близкие люди, не страдают о смерти Господина из Сан – Франциско. А где – то в трюме лежит ящик не с человеком, а с телом без имени…

    Гаврилова Валя, 11а

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что происходит в современном обществе? Ситуация начала XXI века?

      Удалить
  5. Если смотреть с исторической точки зрения,то духовное состояние русского общества 19-20 веков попало в кризис.В обществе возникает чувство некоего катастрофизма времени ,завершенности культуры . Моральные ценности пали . О традициях стали забывать.Люди,которые сохранили простое и ясное мировосприятие 19 века,не понимали этой катастрофичности и назвали это время ,как "декадентское" время, то есть "упадническое ".Но ,как ни странно, именно такое "катастрофическое " настроение подтолкнуло общество на новый взлет русской культуры в начале века.
    Начало 20 века- переломное время не только в политической жизни России ,но и в духовном состоянии общества .Процессы переосмысления проблем затронули в той или иной степени ,и философию,и науку,и искусство.Расцвет культуры в период 19-20 веков был небывалым,охватившим все виды творческой деятельности .Появились выдающиеся художественные произведения и научные открытия . Расцвет культуры привел к открытию блестящих имен ,вошедших не только в русскую ,но и в мировую культуру.

    Кузьмин Д.

    ОтветитьУдалить
  6. Да,я считаю,что это так. ХХ век-это время духовного кризиса,которое наиболее ярко отражается в литературе.Это эпоха,в которой важно было положение в обществе и наличие денег.Великие писатели Бунин, Куприн стали рассматривать общество и задались вопросом пройдет ли это в будущем?!Наиболее ярким примером является произведение Бунина "Господин из Сан-Франциско". Мы видим как на наших глазах меняется отношение к человеку,и как после смерти он становится ненужным никому.Также в произведении Куприна "Олеся" мы наблюдаем за людьми из двух абсолютно разных сторон общества.Куприну удалось ярко воплотить идеал естественного человека, свободного, самобытного и цельного, живущего в ладу и гармонии с природой, «выросшего в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки», который близок толстовским традициям.
    Избранник героини Иван Тимофеевич, по-своему гуманный и добрый, образованный и интеллигентный, наделён «ленивым» сердцем. Гадая своему суженому, Олеся говорит: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».
    И вот такие разные люди полюбили друг друга: «Взошёл месяц, и его сияние причудливо пёстро и таинственно расцветило лес... <.„> И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастием и жутким безмолвием леса». Великолепная природа с её переливом красок вторит героям, будто заворожённая красотой юности. Но лесная сказка завершается трагически. И не только потому, что в светлый мир Олеси врывается жестокость и подлость окружающею мира. Писатель ставит вопрос более масштабно: смогла бы эта девушка, дитя природы, свободная от всех условностей, жить в иной среде? Тема разделённой любви сменяется в повести другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна — темой недостижимого счастья.
    В повести "Чистый понедельник" также видим двух разных,но любящих сердца.Неразделенная любовь. Влюбленные разлучаются не потому, что складываются неблагоприятные обстоятельства. На самом деле причина совсем в ином. Причина — в возвышенной и одновременно глубоко несчастной девушке, которая не может найти для себя смысл существования. Она не может не заслуживать уважения — эта удивительная девушка, которая не побоялась так резко изменить свою судьбу. Но вместе с тем она кажется непостижимым и непонятным человеком, так непохожим на всех, кто ее окружал.
    Енукидзе Камила.11А

    ОтветитьУдалить
  7. Да, не только в истории России, но и в других странах мы нередко замечаем одну закономерность - на рубеже веков человечество переживает глубокий духовный кризиз.
    Нравственность приходят в упадок, опускается уровень образованности, человек становится более жестоким по отношению к окружающим, пропадает культура общения и т.д.. Это и многое другое становится причиной духовного кризиса в обществе и подталкивает человека на размышления об изменениях в системе ценностей. Темы одиночества, гуманизма, эгоизма человека, счастья, смысла жизни, любви становятся всё более волнующими.
    Все эти проблемы находят свое отражение во многих произведениях русских писателей рубежа XIX-XX вв..
    В своей повести "Поединок" А. И. Куприн показывает нам, в каком положении оказались многие сферы русской жизни, в частности армия. Автор изобразил моральное разложение офицерства, показал тупых командиров, лишенных каких-либо проблесков гражданского служения. Отношения между героями просто пропитанны враждой и ненавистью друг к другу. А если кто-то ещё и не лишен разумности и гуманности, как Назанский или Ромашев, то ему приходится сталкиваться с большими трудностями в жизни, кто-то спивается, кто-то трагически погибает, так и не найдя взаимопонимания.
    Если посмотреть на состояние общества на современном этапе, то мы увидим, что, спустя такое количество лет, совершенно ничего не изменилось. Поэтому я считаю, что эти вопросы не только не перестали быть актуальными, но и стали даже более насущными в наше время.

    Короткова Д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фраза "совершенно ничего не изменилось" требует пояснения.

      Удалить
  8. Конец ХIХ - начало ХХ века является для России не только социально-политическим, но и духовным переломо в данной эпохе. Это отражается на культурном развитии, что в свое время затрагивает и литературу. Проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром является одной из важных. Данный вопрос как раз рассматривают такие писатели-риалисты как А. Куприн и И. Бунин.
    В произведении "Господин из Сан-Франциско" мы можем заметит как автор И. Бунин разделает на две совершенно разные жизни. Происходит в основнеом действие на коробле "Атлантида". Где живет Господин из Сан-Франциско, там жизнь скучная, глупаю, люди не веселятся по-настоящему. В это мире даже самому богатому человека семья не принесет счасть. все решают деньги. Господин, надеится, что когда отправится в путешествие, погрузит в атмосферу богатых людей и их семей. К вечеру происходит атмосфера "праздника", все люди отдыхают, радуются. Но в сама начале путешествия Господин умирает и его кладут не красивый гроб и дорогой, а в обычную коробку и в самый дешевый номер. Все рабочии стараются сделать так чтобы никто не узнал об этом, что на корабле есть умерший человек, от сердечного приступа, чтобы никтому не испортить отдых. Это жизнь оказалась пуста и никому не интересна, все это дорогие путешестия не принесли ему того счастья, о котором он так мечтал.
    Из рассказа А. Куприна "Олеся" я могу сказать что там было тоже разделение на 2 жизни. Ему удалось ярко воплотить идеал естественного человека, Олесю, свободного, самобытного и цельного, живущего в ладу и гармонии с природой, «выросшего в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки», который близок толстовским традициям.
    Избранник героини Иван Тимофеевич, по-своему гуманный и добрый, образованный и интеллигентный, наделён «ленивым» сердцем. Гадая своему суженому, Олеся говорит: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».
    Олеся понимает: слишком разные у них жизненные ценности, представление о счастье, не говоря уже о социальных различиях. Она знает, что Иван Тимофеевич “никого … сердцем» не полюбит, а потому чувство его не может быть долговечным, пылкие слова возлюбленного её трогают, но она продолжает “стоять на своем»: “Ты молодой, свободный, – говорит она ему. – Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и ногам? Ведь ты меня тогда возненавидишь, проклянёшь тот день и час, когда я согласилась пойти за тебя. Что так же показывает этот переломный момент в духовном и культурном развитии. (продолжение следует)

    РОМАНЬКОВА АННА 11А

    ОтветитьУдалить
  9. В современной России существует так назваемые тенденции. Их две:
    Первая тенденция духовной жизни современной России ярко проявилась в последнее десятилетие – это интернационализация культуры. Исчезновение цензуры, демократизация жизни, усилившиеся контакты с другими странами, развитие Интернета – всё это привело к тому, что достижения мировой культуры стали доступны каждому россиянину. Гастроли мировых звёзд искусства, знакомство с новейшими событиями в области культуры оказывают положительное воздействие на духовную жизнь современной России. Однако одновременно распространяется и потребительское отношение к культуре, развивается индустрия развлечений, далёкая от духовности, русский язык засоряется массой иностранных слов. На экранах телевизоров – засилье низкопробных фильмов, пропагандирующих секс, насилие, культ денег.
    Вторая тенденция – это возрастание интереса к национальной культуре. Возрождаются забытые народные традиции, расширяется сфера применения всех языков многонациональной России, возрос интерес к религии. Возвращение к истокам народной культуры несомненно положительно, но идеализация далёкого прошлого приносит и негативные последствия в виде националистических идей, нетерпимости к другой культуре, стремления к изоляционизму, неприятию всего нового.
    Обе названные тенденции обозначились на фоне кризисной ситуации, сложившейся в России в 90-х г.г. XX века. Экономическое и материально-техническое обеспечение культуры упало до критической отметки. Многие очаги культуры (театры, картинные галереи, клубы, студии детского и юношеского творчества и т.д.) были закрыты из-за финансовых трудностей. Началась коммерциализация культуры, что снижает её уровень и в конечном итоге сказывается на культурном уровне народа.
    Недофинансирование науки привело к "утечке мозгов": наиболее талантливые молодые учёные вынуждены продолжать свои исследования за рубежом. Там же проживают ныне и многие известные актёры, композиторы, писатели, спортсмены.
    При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Упадок морали, ожесточённость, рост преступности и насилия являются показателями кризиса духовной культуры в современной России. (конец)

    РОМАНЬКОВА АННА 11А

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Слово "Секс" можно было употреблять ? (Ивгэни Фридман)

      Удалить
  10. На рубеже веков общество всегда переживает духовный кризис.Так ли это?Да!Причины духовного кризиса чаще всего проявляются при больших переменах,например:смена власти,натиск производства ,при ведении войны,и поражении в ней. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно более пронзительно нежели в странах западной цивилизации. Россия в настоящее время переживает глубокие изменения всех сфер общественной жизни и общества в целом.Но если сопоставить состояние общества на современном этапе и на рубеже XIX - XX веков,то сегодня общество находится в более наилучшем положении! Бабюк Е.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В чем суть ДУХОВНОГО кризиса? И где аргументы?

      Удалить
    2. Суть духовного кризиса в том что,даже когда человеческое общество теряет свой путь (духовный,религиозный,культурный),когда наступает Темнота,Хаос-человек возрождается!!Он возрождается, как ребенок, через боль и крик. Ему больно, но он все равно рождается. Рождается и с удовольствием кричит, чтобы все знали, включая и его самого, что пришел Новорожденный Мир. И для этого нужно совсем немного — едва уловимый свет в темноте...
      И по Лестнице вверх он делает еще один Шаг.Однако не каждый человек способен возродиться!!К примеру в повести А.И. Куприна -"Поединок" ведь многие герои повести не смогли изменить свою жизнь к лучшему,они пали духом и смерились с той ситуацией в которой оказались!! Бабюк Е

      Удалить
  11. Конец XIX – начало ХХ века, так называемый рубеж веков, – особый исторический этап в развитии западного общества, культуры и литературы. В эту переломную эпоху возникают и развиваются многие явления, которые повлияют на ход историко-культурного процесса ХХ века. Хронологическими границами рубежа веков считается период с начала 70-х годов XIX века до конца 10-х годов ХХ века.
    Период рубежа XIX и ХХ веков является и самостоятельной литературной эпохой и, одновременно, своеобразным прологом к
    XX веку. Несмотря на то что календарно ХХ столетие началось в 1900 г., основные специфические черты его истории, культуры и искусства складываются только к концу 1910-х годов. Как известно, изменения в искусстве происходят тогда, когда меняется сознание человека и общества. Для того чтобы сложилось искусство ХХ века, была необходима трансформация мировоззрения общества, менталитет Х1Х века должен был уступить место сознанию ХХ столетия. Периодом формирования нового сознания и, соответственно, нового искусства ХХ века стал рубеж веков.
    Можно выделить основные историко-культурные черты, определяющие специфику эпохи рубежа XIX—ХХ веков.
    Прежде всего историю, культуру и искусство этого периода характеризует переходность. Возникают и начинают развиваться многие явления, которые окажут влияние на ход истории и развитие литературного процесса ХХ века. Появляются предпосылки для возникновения таких исторических реалий ХХ столетия, как Первая и Вторая мировые войны, фашизм, коммунизм. Многие политические, социальные и экономические конфликты начинают складываться именно на рубеже веков. Тогда же постепенно формируются элементы такого явления искусства ХХ века, как модернизм, и его отдельных течений – сюрреализма, экспрессионизма, футуризма и других.
    Еще одна важная черта рубежа веков – парадоксальность. Историко-культурное движение рубежа веков неоднозначно, двойственно.
    С одной стороны, в конце XIX – начале ХХ века происходит обновление всех видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы). Ускоренным темпом идет развитие технического прогресса, появляется большое число новых изобретений, которые способствуют облегчению человеческого труда и жизни: динамо-машина, динамит, железобетон (1867), электрическая лампа (1874), телефон (1876), радио (1893), беспроводной телеграф, кинематограф, рентгеновский луч (1895), вертолет (1905). В 1887 г. открывается первая линия электрического трамвая, в 1903 г. появляется первый конвейер для сборки автомобилей, совершается первый полет аэроплана братьев Райт, в 1905 г. – первая неоновая реклама и т.д.
    Как следствие активного развития прогресса на рубеже веков состоялись грандиозные, с точки зрения технического обновления, события: сооружение в Нью-Йорке Бруклинского моста (1883), открытие в нью-йоркской гавани статуи Свободы (1886), возведение в Париже Эйфелевой башни (1889), прокладка трансатлантического кабеля (1904), строительство в 1904—1914 гг. Панамского канала и др. Новые географические достижения стирают последние «белые пятна» на карте земного шара: в 1908 г. люди достигли Северного полюса, в 1911 г. – Южного.В своей повести "Поединок" А. И. Куприн показывает нам, в каком положении оказались многие сферы русской жизни,герои относятся друг к другу с ненависть и враждой.
    Новоселов.А

    ОтветитьУдалить
  12. На рубеже веков общество всегда переживает духовный кризис, связанный с новым мышлением народа и появлением новых тенденций. В литературе конца ХIХ - начала ХХ веков он четко выражен. Мы можем увидеть это в рассказах писателей-реалистов этого времени. В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы видим яркий пример изменения ценностей людей. В нем показывается, что вся твоя жизнь зависит не от того, какой ты человек, а только от твоего социального статуса. В повести А. Куприна «Олеся» автор показывает читателю два совершенно разных мира: мир Олеси, живущей в лесу и не волнующейся о своем положении в обществе, и мир Ивана Тимофеевича, который является человеком городским и зависящим от мнения людей о его персоне. Таким образом, писатели-реалисты показывают проблемы общества на рубеже XIX и ХХ столетий.
    В современном обществе тоже существует духовный кризис, связанный с трансформацией общества и с путем его преобразования. Он проявляется в усилении роли Интернета в жизни человека, в демократизации жизни, в возрастании интереса к национальной культуре. Таким образом, духовный кризис существовал во все времена, что отражалось на литературе этих эпох.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бастрыгина А.

      Удалить
    2. Так что же такое "духовный кризис"?

      Удалить
  13. Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Отсюда тот мощный философский фундамент, который лежит в основании русской культуры рубежа веков.

    Выделяя важнейшие приоритеты в развитии русской культуры конца XIX – начала XX века, нельзя обойти вниманием важнейшие его характеристики. Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры.

    Этот период в развитии русской культуры связан с подъемом во всех сферах духовной жизни русского общества: отсюда и термин «духовный ренессанс». Возрождение лучших традиций русской культуры в самом широком спектре: начиная от науки, философской мысли, литературы, живописи, музыки и кончая искусством театра, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
    В рассказе И. Бунина переход веков очень заметен. Ценности людей менялись и таким людям как "Господин из Сан-Франциско" главное в жизни было только деньги, которые их и губили. На современном этапе ничего не поменялось. Переход веков на России отразился сильно. После 90-ых годов люди также ценят только деньги.
    Корабельников Артём 11а

    ОтветитьУдалить
  14. XIX век, особенно вторая половина этого исторического времени, стала эпохой всестороннего подъема русской национальной культуры. Неудержимая жажда знаний, охватившая многомиллионные массы народа, появление большого количества писателей, художников, артистов, ученых, педагогов, вышедших из широких демократических кругов, расцвет литературы и искусства, крупнейшие успехи науки и рост грамотности, образованности населения – все это составляет характерную особенность второй половины XIX века.
    Начало XX в. — переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.
    На рубеже XIX - ХХ вв. Россия как никогда осознала себя на перепутье временном (между двумя эпохами) и географическом (между Западом и Востоком). Это повлияло на самоощущение творческой личности: философов, поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей.
    В рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник" ярко отражены духовные искания героини. Трагедия расставания предчувствуется уже в самом начале рассказа. Главный герой не знает, к чему приведут их отношения. Об этом он предпочитает просто не задумываться. Девушка посещает церкви, кремлевские соборы. Она тянется к религии, к святости, сама, может быть, не сознавая, отчего ее это привлекает. Совершенно внезапно, никому ничего не объясняя, она решает покинуть не только своего возлюбленного, но и привычный образ жизни. Внутренний мир девушки, героини рассказа, очень богат. Она находится в раздумьях, в духовном поиске. Ее привлекает и одновременно пугает окружающая действительность, она не находит того, к чему можно привязаться. И любовь предстает не спасением, а еще одной тяготившей ее проблемой. Именно поэтому героиня и решает отказаться от любви.
    А. Куприн так же затрагивает эту важную, для того времени, тему. В повести «Поединок» наиболее подвергнуты нравственным исканиям два героя: Ромашов и Назанский. Два героя, чьи судьбы еще окончательно не сформировались. Как только перед Ромашовым появляются нравственные вопросы, происходит встреча его и Назанского. Назанский – офицер – философ. Теоретически он все понимает, он со всем смирился. А вот в действительности проявляется конфликт внешнего и внутреннего миров. Это очень умный человек, особенностью которого является возможность анализа. Но только вот проблема, за этим анализом, он забывает жить. В той реальности, которая существует, Назанскому жить очень тяжело. В данном произведении присутствуют два пути духовных исканий: Ромашов - молодой человек, который еще не нашел свой путь, и Назанский - увидевший реальный мир, но отказывающийся принимать его таковым.

    Кунина М. 11а

    ОтветитьУдалить
  15. В основе глобального кризиса земной цивилизации в целом и России в частности лежит духовный кризис каждого человека.
    Необходимо заметить, что понятие «духовность» истолковывается авторами разнообразно. Но от этого данная проблема не становится меньше, так как от духовного состояние человека зависит атмосфера в создаваемой им семье, а также в обществе в целом.
    Проблема духовности непосредственно связана с образованием. В этой связи важно учесть, что у российского образования есть своя уникальность, заключающаяся в том, что оно неотделимо от духовного образования личности. Это относится и к христианской педагогике дореволюционных эпох, и к советской эпохе.
    Важной проблемой, стоящей перед человеком на пути духовного роста и самопознания, является проблема обретения подлинного смысла, что является затруднительным в культуре, где эти смыслы заменяются симулякрами, информационным мусором, равнозначными дискурсами. На протяжении всей своей жизни индивид встречается с огромным количеством идеализаций, стереотипов и другими установками и параметрами, по которым и оценивает прожитые годы. Если учесть, что требования к миру появляются уже в детском возрасте и активно применяются во время общения, то с возрастом люди все глубже и глубже погрязают в своих обидах, выливающихся в итоге в латентную или актуализированную конфронтацию с социальными группами, с самим собою.
    К примеру, отойдем от 1917 г. на 30-40 лет назад, в 80-е гг. XIX в. Во время похорон Достоевского, по воспоминаниям его вдовы, «церковь была полна молящихся; особенно много было молодежи, студентов разных высших учебных заведений, духовной академии и курсисток. Большинство из них остались в церкви на всю ночь, чередуясь друг с другом в чтении Псалтиря над гробом Достоевского. Потом мне передали одно характерное замечание: именно, что когда сторожа пришли убирать церковь, то не нашлось в ней ни одного окурка папирос, что чрезвычайно удивило монахов, так как обычно, за долгими службами, почти всегда в церкви кто-нибудь втихомолку покурит и бросит окурок. Тут же никто из присутствовавших не решился курить из уважения к памяти почившего». Отметим для себя, что великий писатель вызывал больше уважения, чем сам храм и его святыни. Но здесь все-таки речь идет о столичной публике, очевидно, не самой благочестивой.

    Курлык,11Б(Калабанов)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понятие "духовного кризиса" не раскрыто. И какое отношение всё это имеет к заданию.

      Удалить
  16. Да, это так. Конец XIX-начало XX вв.- переломный период в жизни России. И это переломное время не только в политической, социальной жизни России, но и в духовной сфере. Духовный кризис особенно отражается в литературе, в произведениях писателей . Это взаимоотношение людей и человека с природой.в настоящее время уровень образованности человека приходит в упадок, люди становятся более жестокими по отношению друг к другу, культура меняется. На примере произведения Бунина "Господин из Сан-Фрациско" мы наблюдаем, как быстро изменяется отношение к чкловеку после смерти. Потому что все в этом мире построено на деньгах. Господин отправился в путешествие в надежде на то,что окунется в атмосферу богатых людей .но в начале путешествия он умирает и то, о чем он мечтал, так и не принесло счастья. В повести "Поединок" Куприн показывает тупых командиров, запуганных солдат. При встрече офицеры подвергались насмешкам; гибли, спивались, как Ромашов и Назанский. В современном обществе все остается так же, как и в ту эпоху. Духовный кризис существует и в наше время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Николаева А., 11а

      Удалить
    2. Нет сравнения с современностью.

      Удалить
  17. На рубеже 19-20 веков русские писатели показывали самые низы общества. К примеру, Горький написал пьесу "на дне". Россия на рубеже XIX – XX веков кажется временем расцвета – во всех областях. Литература, искусство, архитектура, музыка – но не только это. Бурно развиваются науки, как позитивные, так и гуманитарные (история, филология, философия, богословие). Не менее стремительны темпы промышленного роста, строятся фабрики, заводы, железные дороги. И при этом Россия остается сельскохозяйственной страной. В жизнь деревни проникают капиталистические отношения, на поверхности – расслоение прежней общины, разорение дворянских усадеб, обнищание крестьян, голод, – однако вплоть до Первой мировой войны Россия кормит хлебом всю Европу.
    Современная литература явление чрезвычайно неоднозначное. С одной стороны, литература и авторы стали более раскрепощенными, больше не ограничены ни цензурой, ни какими-либо рамками или канонами, как это было на протяжении многих веков в предыдущие годы. С другой же стороны, именно в связи с тем, что литература ничем и никем не ограничена, сегодня на рынке можно увидеть сотни наименований произведений, которые не только не имеют никакой художественной ценности, но и негативно влияют на современных читателей, формирование их художественного вкуса и на весь литературный процесс в общем.
    Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не раскрыто понятие "духовный кризис", нет аргументов, требуемых в задании

      Удалить
    2. В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов. В их произведениях присутствовало отражение реальности, жизненной правды.

      Удалить
  18. Рубежи веков — грани условные. Но они позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. В такие периоды у современников иногда усиливается чувство катастрофичности бытия. Страна меняется. Это многие предчувствовали. И это ощущение проникало во все стороны духовной жизни тогдашней России — от науки до религии.
    Все больше людей, переживающих личностную трансформацию, испытывают духовный кризис, когда процесс роста и изменения становится хаотичным и подавляющим
    Люди, сохранившие простое и ясное мировосприятие 19 века не понимали этого настроения. Но, как ни странно, именно это настроение подтолкнуло новый взлет русской культуры в начале века.
    Рубежи 19, 20 и 21в. — переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра.
    Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и искусство. Расцвет культуры в эти периоды был беспрецедентным. Они охватили все виды творческой деятельности, породили выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыли новые имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники.
    В творчестве И.А. Бунина отразилось время, в которое ему довелось жить. В произведениях этого писателя зафиксировались не только исторические и бытовые детали России начала 20 века. Бунин в своем творчестве сумел передать колорит эпохи, настроения, царящие в душах людей, их взгляды, их мировоззрение. Так например рассказ «Господин из Сан-Франциско» раскрывает кризис западной цивилизации в 20 веке. Это произведение наполнено настроениями тревожности, нестабильности, приближающейся трагедии. Главный герой своей судьбой в полной мере отражает эти настроения.
    Кузьмина Анна 11"А"

    ОтветитьУдалить
  19. Согласно всемирно - распространенной «Википедии»:
    Духовный кризис – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска сакрального. Проживание духовного кризиса индивидом ведёт к построению у него новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретённом субъективном опыте. У каждого жизненный опыт свой - согласно течения жизненного пути.
    Ведь все представители различных направлений психологии и обязательно литературы (большинство «классиков» дореволюционной и послереволюционной эпохи) употребляют его в разных значениях, а также используют близкие по смыслу термины отображая его в своих трудах, произведениях, творениях (завуалируя или прямиком указывая...)
    Не углубляясь в терминологию, а всего лишь опираясь на одних ключевых классиков русской литературы, можно узреть, что: Русская литература конца 19 - начала 20 веков представлена блистательными именами Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова, Ивана Алексеевича Бунина, Александра Ивановича Куприна и другими великими писателями, всеглядно кишит переживанием обществом духовного кризиса. Посмотрите на основные их творения, такие как «Поединок», «Гранатовый браслет», «Яма», «Солнечный удар», « Темная аллея» и т.д. сюда можно включить большинство произведени вышеуказанных авторов, но мы опираясь на заданную тему взяли лишь маленькую толику, а именно Бунина и Куприна, их произведения для сравнения.
    Как следствие, вышеупомянутые «классики» отразили в своих произведениях кризисное состояние мира, процесс искажения человеческой природы, утраты людьми человеческих черт. Но, изображая мир в таких красках, несмотря на весь духовный кризис присущий тому времени, (как и всем временам, попадающие под переломные моменты истории человеческой расы), писатели с высоты рубежа веков видят позитивные идеалы в высокой любви. Понятия об этом чувстве у них схожи. Ведь несмотря на человеческую черствость и скотость - писатели как и обычные люди (земной люд)верят в ВЕЛИКУЮ САМООТВЕРЖЕННУЮ ЛЮБОВЬ. Так все это присуще человеческой натуре верить и надеяться на что-то хорошее.
    В качестве примера мы можем сравнить мнения Бунина и Куприна. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям их рассказов. Куприн свято верил в любовь. В его творчестве воскресает высокий строй чувств, так называемые вдохновенные гимны любви. И конечно же Бунину, так же всегда удавались рассказы о высоком чувстве, потому что они шли из глубины сердца. Ведь самое возвышенное человеческой расой чувство-Любовь, Та любовь которая захватывает все помыслы человека, все его силы. Но как обычно в самой жизни и бывает; что-то всегда идет не так, и влюбленные вынуждены расстаться. Читая произведения этих писателей, можно предположить, что любовь - нечто, что причиняет людям одни страдания и несчастья, хотя они и надеяться на лучшее. Действительно, финал «Гранатового браслета» Александра Куприна трагичен: главный герой кончает жизнь самоубийством. Да и в «Солнечном ударе» или «Темных аллеях» Ивана Бунина нет счастливого конца. Все «влюбленные» писателей живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут.
    И это все как отголосок того времени, как зеркало того момента- течение кризиса как морального так и духовного присущего тому времени. Как призыв того, что в жизни нужно что менять. Как говориться расти над собою.
    И в заключении, как показывает история, за каждой темной полосой идет светлая, за кризисом идет подъем. Который находит в других произведениях других писателей-другого времени.
    Но.... к сожалению, это уже другая история!!!!


    Бугрова Катерина, 11-Б

    ОтветитьУдалить
  20. О чем же хотят нам сказать Бунин и Куприн в своих рассказах!? Чему хотят научить ,что жаждут показать !? При сравнении рассказа "Господин из Сан-Франциско" и "Олеся" , мы можем увидеть одну общую проблему,ради которой были написаны оба произведения,- проблема духовного кризиса общества на рубеже веков !
    Рассмотрим идею рассказа Бунина "Господин из Сан-Франциско". Общество,где нет места чувствам и эмоциям, общество,в котором царит эгоистичность и пустота в сердцах людей ! Все заботятся лишь о своем материальном полодении и социальном статусе ! Люди являются пустышками , внутри ничего, лишь мнимое представление о счастье и забота о том,как бы побольше заработать. Так же забота о своем положении в обществе отчетлива видна в рассказе Куприна "Олеся" , где человек ,забывая о чувствах и душевном состоянии ,отказывается от любви во благо хорошего мнения со стороны окружающих. Естественно, когда писатели писали свои рассказы ,они не имели конкретный рубеж 19-20 века , произведение можно занести в разряд "вечных", в них содержатся проблемы прошлых и последующих времен !
    В наше время имеется та же проблема.На своем примере могу сказать,что точно не выбрал бы себе "даму сердца" из глубинки ,согласитесь,что выглядело бы это глупо ,тут не поспоришь. Однако,чтобы мы смогли исправить это положение и были написаны эти 2 рассказа !
    Возможно,общество подобно живому организму,которому нужно лечение ! Главные же герои этих рассказов ( Господин из С.-Ф и Иван Тимофеевич ) являются ,своего рода , таблетками-пустышками для общества,подобно тем таблеткам,которые дают больным,чтобы они поправились с помощью своего внушения , однако,это же не есть лечение ,что так необходимо !
    Надеюсь,люди оставят свои предрассудки в прошлом и откроются этому миру ,где так много всего хорошего , миру,где нет места отчуждению , грусти и осуждению !
    Ивгэни Фридман ( Евгений Головкин 11-а )

    ОтветитьУдалить
  21. Я согласен с тем, что, действительно, на рубеже веков, можно говорить о духовном кризисе общества. В конце XIX в. бурно развивалась промышленность, развивались города. Поэтому многие люди, которые жили в деревнях, вне зависимости дворяне или крестьяне, стремились в городскую жизнь за лучшей долей. Пали устои добропорядочного дворянства, богоправного и усердного мужика, который радел за свою землю, свое хозяйство.
    Все потянулись в города. Деревня пришла к упадку, нищете и пьянству. Благородных дворян сменило мелкопоместничье, которое пыталось безобразным образом изображать из себя бар.
    Армия погрязла в распутстве, пьянстве и жестокости по отношению к солдатам, что мы видим, когда читаем повесть Куприна "Поединок".
    Люди начинают мерять все, что есть в жизни: честь, любовь, жизнь и смерть деньгами. Появляется новое поколение людей, так называемого "высшего" сословия. Эти люди, принимающие только величие денег, идущие по головам других людей и вытирающие об них ноги, на самом деле являются никчемными пустышками прячущимися под яркую оболочку, и после их жалкой кончины, не важно насколько они были богаты и какую должность они занимали, к ним отнесутся так же как и к простым людям. Перед смертью мы все равны, как видно из рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
    Если человек не способен противостоять ударам судьбы он оказывается на самом дне жизни.
    А теперь, можно посмотреть на события происходящие сейчас. Что изменилось? В чем отличия?
    В системе управления государством, тогда было мздоимство, сейчас - коррупция, изменилась лишь формулировка.
    Армия россии конца XX - начала XXI века, чем ни пример из повести Куприна "Поединок"?
    Сюда же можно отнести и переживания за "вишневый сад", который должен быть вырублен и поделен на куски для извлечения большей прибыли. Неужели даже это не напоминает нам сегодняшнюю действительность, когда все, что могло быть красиво, любимо и дорого многим людям, уничтожается ради наживы.
    Прошло более ста лет, а проблемы людей все те же. Люди "на дне" - они никуда не делись, они есть, но их проблемы никогда не хотят решать власть имущие и большинство окружающих их людей.
    Сострадающих - тысячи, помогающих - единицы.
    Я считаю, что разница между проблемами духовности предыдущего рубежа столетий и нашего времени очень мала.

    Виктор Голубцов (11б)

    ОтветитьУдалить
  22. На рубеже веков общество всегда переживает духовный кризис. Смена столетия, ощущение перехода в новую жизнь, даже новую эру не могут пройти бесследно. Все сферы жизни начинают переживать некоторое перерождение. Появляется что-то новое, отмирает старое, да, разумеется, можно сказать, что это происходит постоянно и повсеместно, и новое столетие- не поворотная точка в развитии науки, техники и всей цивилизации в целом, однако наступление нового века как будто подталкивает людей к активным действиям. Появляется осознание, что прожит еще один век, необходимо срочно что-то делать. Так правда ли, что на рубеже столетий общество переживает духовный кризис?
    думаю, что с этим утверждением вполне можно согласиться. стоит вспомнить хотя бы один из самых близких к современности этапов в истории нашей страны. Конец 19- начало 20 века. Конец 19 века ознаменовался множеством реформ и развитием экономической и политической сфер жизни общества. Государство от крепостнической переходило к рыночной экономике, а как же это можно было сделать безболезненно, когда крепостничество настолько крепко засело в нашем менталитете. Разумеется, оказывалось большое влияние на социальную, а, следовательно, и духовную составляющую вопроса. Происходили перемены, к которым народ не был готов, и все это приводило людей в смятение.
    Политическая жизнь России так же оставляла свой отпечаток на обществе. Окончательно оформляются 3 политических направления- консерватизм, либерализм и радикализм. Абсолютно разные, говорящие на чуждых друг другу языках и не желающие уступать друг другу, они раздирают общество на части, привлекая в свои ряды молодежь и влияя на их неокрепшие умы, что не способствовало здоровому развитию общества.
    Ну и, конечно же, нельзя не сказать про аграрную реформу Столыпина, которая стала не меньшим катализатором духовного кризиса в стране, нежели все остальные события.
    А затем, русско-японская война, революция 1905-07 гг, первая мировая война, а затем и революция 1917 года. Все это пошатнуло общество, наряду с политическими и экономическими кризисами, оно переживало еще и духовный надлом.
    Сравнивая все эти события с современным этапом развития нашей страны, мы можем увидеть, что ничего в принципе и не изменилось. Начало 90-х гг. 20 века ознаменовалось развалом Советского Союза, а следовательно и падение всех целей и всего мировоззрения общества. рухнул их мир, а как жить дальше, никто не знал, вылилось это в так называемые «лихие 90», когда ни о каком развитии духовной составляющей речи и не было, задача была- выжить.Так же, кризисное состояние российской культуры усугублялось обвальным сокращением ее финансирования. Скудность финансирования предопределила кризисное состояние системы образования. Но это еще не все. Казалось бы, в начале 2000-х гг. кризисы отступили и все нормализовалось, однако в 2008 разразился очередной мировой финансовый кризис, что опять же, не могло не отразиться на духовном состоянии общества, еще не до конца сумевшем оправиться от предыдущих испытаний.
    Да, на рубеже веков общество всегда переживает кризисы, не проходящие даром для него, а следовательно и для всей страны в целом. Остается лишь надеяться, что эта тенденция проходящая и с развитием общественной мысли, мы сможем миновать такие ситуации.Зюзина Алина(11а)

    ОтветитьУдалить
  23. "Письмо к женщине" Сергея Есенина было написано в 1924 году. Жанр стихотворения - повествовательная лирика в форме послания, т.к. автор посвятил его Зинаиде Райх. Воспоминания о ней вызвали у писателя сильнейшие переживания, которые были связаны с событиями 1919-го года. Тогда произошла последняя встреча с актрисой, пожелавшей расстаться с ним. В своём стихотворении Есенин с сожалением приходит к выводу: "Любимая!
    Меня вы не любили." Этими словами автор признался, что Райх не поняла его творческую натуру и не захотела примириться с его шальной жизнью, вечными любовными похождениями и пылким нравом. Но в то же время Есенин оправдывает её, осознавая, что женщина ни в чем не виновата:
    "Не знали вы,
    Что я в сплошном дыму,
    В развороченном бурей быте,
    С того и мучаюсь, что не пойму –
    Куда несет нас рок событий…"
    С помощью сравнения автор пытался оправдать свое нестерпимое поведение (пусть это уже ничего бы не изменило):
    "Я был, как лошадь загнанная в мыле,
    Пришпоренная смелым ездоком."
    Далее Есенин меняет тему повествования с любовной на философскую. Он размышляет о жизни, пережитых событиях и пытается разобраться в причинно-следственной связи произошедшего. Звучит его фраза, ставшая впоследствии известным афоризмом: "Большое видится на расстоянье." Ведь действительно, взрослые люди соглашаются с этой истиной. Многое понимается лишь спустя годы, когда ничего уже не изменить.
    Также в стихотворении присутствует метафорическая параллель, связанная с историей России того времени. Под "кораблем в плачевном состояньи" подразумевается мир после I Мировой войны, а "русским кабак" есть не что иное, как Россия в 1920-е годы. "Кипящая морская гладь" - это период революций (в том числе и Октябрьской). В 1924 году Есенин пребывал в путешествие по Закавказью, именно поэтому, находясь вдали от дома, в его мыслях прояснились события, так потрясшие нашу Родину.
    В конце стихотворения Есенин просит прощения у своей любимой:
    Простите мне...
    Я знаю: вы не та -
    Живете вы
    С серьезным, умным мужем;
    Что не нужна вам наша маета,
    И сам я вам
    Ни капельки не нужен."
    Писатель с горечью признаётся, что не нужен ей и что их жизненные пути уже давно разошлись. Но, в традициях русской классической поэзии, он желает любимой счастья "под кущей обновленной сени".
    Судоплатов С.В.

    ОтветитьУдалить
  24. К сожалению, нет личного восприятия, подробно проработан "готовый" анализ, со стандартными примерами и оборотами, такими как " в традициях русской классической поэзии" и т.п.

    ОтветитьУдалить