суббота, 10 ноября 2018 г.

Реализм начала XX века

На рубеже веков общество всегда переживает духовный кризис.
(! ключевое слово - "духовный") 




Так ли это?

Сопоставьте состояние общества на современном этапе и на рубеже XIX - XX веков.

В качестве аргументов используйте изученные произведения Ивана Бунина
и Александра Куприна.

23 комментария:


  1. В литературе - серебряный век , сформировалось три направления (их больше, но это - основные): акмеизм, символизм, футуризм
    это было связано с кризисом, который был в сознании людей (а особенно в сознании литераторов, ведь они такие впечатлительные и восприимчивые)
    этот кризис связан с объяснением сущего в жизни.Христианизация пропала, вера и смысл жизни в "спасении души" начала сходить на нет.у современников рубежа 19-20 веков усилилось чувство катастрофичности бытия (т.к. старый строй общества рушится, и кто останется на плаву - неизвестно).
    Вот. Это оно и есть. Крайние консерваторы и социалисты не понимали этого настроения, даже, я бы сказал, не принимали, они называли его "декадентское". Но абсурд того времени в том, что именно это "упадническое" настроение подтолкнуло русскую культуру того времени на взлет.
    В духовном плане произошел натиск производства
    и люди потеряли связь с природой, начало расти первое слабенькое поколение потребителей.


    ООО "Фиорд.,Ген. директор Геер И.А.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И где же здесь ответ на вопрос? Это только начало рассуждений.

      Удалить
  2. Традиционные ценности пали, этот натиск заставил людей пересмотреть отношение ко всему: к вопросам о добре и зле, истине, лжи, вере, смысле жизни.но зато в этот переломный момент была совершена масса открытий, кардинально поменялись литературу, искусство и, в принципе, все сферы жизни.
    Всё как бы расшаталось, разболталось.
    Это будто человеку начали ломать ноги, чтобы в трещинах сформировалась новая костная ткань и ноги стали длиннее.
    Куприн отображает несправедливость, но армейскую, и даже к концу 20-го века были целые армии таких вот "Хлебниковых", которых было некому защитить. Офицеры пользовались своим положением и им было наплевать на солдат.
    Бунин же описывает,что громадная Атлантида это модель капиталистического общества. Описание жизни на пароходе даётся в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскалённого угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно курили, цедили коньяк и ликёры . Этим резким переходом Бунин подчёркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счёт эксплуатации и порабощения людей, непрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. Господин из Сан-Франциско - это символичный образ, ведь у него даже нет имени. Он - это символ целого сословия. Отсутствие имени говорит также об отсутствии индивидуальности. Он - просто типичный богач.Мир миллионеров ничтожен и эгоистичен. Эти люди всегда ищут себе выгоду, чтобы им одним было хорошо, но они никогда не задумываются о людях, которые их окружают. Они высокомерны и стараются избегать людей низшего ранга, относятся к ним с пренебрежением, хотя оборванцы будут им преданно прислуживать за гроши. Господину из Сан-Франциско, этому бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура лодочника Лоренцо, богатого бедняка, “беззаботного гуляки и красавца”, равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота природы — вот что является, по мнению И.А.Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги.

    Однако по мере развития в России капиталистических отношений, формирования промышленного пролетариата марксизм приобретал все большую популярность. Образование в 1883 г. за границей, в Женеве, первой марксистской группы «Освобождение труда», возникновение отдельных марксистских кружков в России и, наконец, организация в 1895 г. «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» во главе с В. И. Лениным — вот основные вехи становления российской социал-демократии в конце XIX в.

    Поначалу социал-демократы стремились упрочить и расширить свое влияние прежде всего в интеллигентской среде — новое движение остро нуждалось в умных, знающих, талантливых агитаторах и пропагандистах марксистских идей. Однако уже петербургский «Союз борьбы» начинает решать более сложные задачи. Это была строго централизованная, дисциплинированная организация, объединившая около 30 социал-демократических групп — практически всех активных марксистов российской столицы. «Союз борьбы» стремился установить контакты с рабочим движением, внедрить в него марксистскую идеологию и подчинить социал-демократическому руководству. «Союз» сыграл серьезную роль в организации забастовочного движения рабочих текстильных предприятий Петербурга в конце 1895—1896 г.

    ООО"Фиорд".,Ген. директор Геер И.А.

    ОтветитьУдалить
  3. Конец XIX — начало XX в. представляет собой перелом¬ную эпоху не только в социально-политической, но и ду¬ховной жизни России. Великие потрясения, которые пере¬жила страна за сравнительно небольшой исторический пе¬риод, не могли не отразиться на ее культурном развитии.
    Проблема духовно-нравственного состояния русского общества конца XIX - начала XX веков является значимой и до сих пор привлекает внимание общественности, что нашло отражение в литературе
    В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. В духе гуманистических традиций, унаследованных от прошлого, рассматривают этот вопрос такие писатели-реалисты, как И. Бунин, А. Куприн, используя при этом все художественные средства, которые стали достижением рубежа веков.
    Проблема человека и окружающего его мира может быть рассмотрена
    на примере произведений А. Куприна. Творчество этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современной ему прозы. Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А.Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениями жизнь - побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А.Куприи много раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. Но А.Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой человечности, которая всегда отличала русских писателей.

    Повесть "Поединок" была воспринята современниками в первую
    очередь как произведение, социально направленное, в нем разглядели - они с интересом, другие с возмущением - антиармейскую тему. Повесть связывали с поражением русской армии в войне с Японией. Современников поразило то, как правдиво и беспощадно показал писатель деградацию офицерства, быт и нравы армейских служак. Само название "Поединок" многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с самим собою.


    Бунин в рассказе « Господин из Сан-Франциско» описывает «Атлантиду» как модель капиталистического общества. Он разделяет корабль на верхнюю палубу и трюм. Наверху жизнь размеренная и веселая.
    Мир в котором живет Господин из Сан – Франциско алчен и глуп. Даже богатый г-н в нем не живет, а лишь существует. Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам. И когда Господин собирается в путешествие, то ему кажется, что это будет прекрасно. На гигантском корабле – отеле «Атлантида» путешествую миллионеры, их семьи. И жизнь на этом корабле течет изо дня в день размеренно и плавно. По вечерам вся «Атлантида» погружается в атмосферу «праздника». Лишь «великое множество слуг работает в поварских, судомойнях и винных подвалах». Одни отдыхают, а другие люди – работают. Во всем чувствуется привкус денег. . И только в начале «путешествия в жизнь» господин из Сан – Франциско умирает в гостинице. Все планы, дальнейшую жизнь убивает сердечный приступ. И уже после смерти тело не несут в шикарные номера гостиницы, его несут в маленький, дешевый номер. И потом кладут в ящик из – под воды. Даже жена и дочь, самые близкие люди, не страдают о смерти Господина из Сан – Франциско. А где – то в трюме лежит ящик не с человеком, а с телом без имени…

    Гаврилова Валя, 11а

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что происходит в современном обществе? Ситуация начала XXI века?

      Удалить
  4. Если смотреть с исторической точки зрения,то духовное состояние русского общества 19-20 веков попало в кризис.В обществе возникает чувство некоего катастрофизма времени ,завершенности культуры . Моральные ценности пали . О традициях стали забывать.Люди,которые сохранили простое и ясное мировосприятие 19 века,не понимали этой катастрофичности и назвали это время ,как "декадентское" время, то есть "упадническое ".Но ,как ни странно, именно такое "катастрофическое " настроение подтолкнуло общество на новый взлет русской культуры в начале века.
    Начало 20 века- переломное время не только в политической жизни России ,но и в духовном состоянии общества .Процессы переосмысления проблем затронули в той или иной степени ,и философию,и науку,и искусство.Расцвет культуры в период 19-20 веков был небывалым,охватившим все виды творческой деятельности .Появились выдающиеся художественные произведения и научные открытия . Расцвет культуры привел к открытию блестящих имен ,вошедших не только в русскую ,но и в мировую культуру.

    Кузьмин Д.

    ОтветитьУдалить
  5. Да,я считаю,что это так. ХХ век-это время духовного кризиса,которое наиболее ярко отражается в литературе.Это эпоха,в которой важно было положение в обществе и наличие денег.Великие писатели Бунин, Куприн стали рассматривать общество и задались вопросом пройдет ли это в будущем?!Наиболее ярким примером является произведение Бунина "Господин из Сан-Франциско". Мы видим как на наших глазах меняется отношение к человеку,и как после смерти он становится ненужным никому.Также в произведении Куприна "Олеся" мы наблюдаем за людьми из двух абсолютно разных сторон общества.Куприну удалось ярко воплотить идеал естественного человека, свободного, самобытного и цельного, живущего в ладу и гармонии с природой, «выросшего в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки», который близок толстовским традициям.
    Избранник героини Иван Тимофеевич, по-своему гуманный и добрый, образованный и интеллигентный, наделён «ленивым» сердцем. Гадая своему суженому, Олеся говорит: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».
    И вот такие разные люди полюбили друг друга: «Взошёл месяц, и его сияние причудливо пёстро и таинственно расцветило лес... <.„> И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастием и жутким безмолвием леса». Великолепная природа с её переливом красок вторит героям, будто заворожённая красотой юности. Но лесная сказка завершается трагически. И не только потому, что в светлый мир Олеси врывается жестокость и подлость окружающею мира. Писатель ставит вопрос более масштабно: смогла бы эта девушка, дитя природы, свободная от всех условностей, жить в иной среде? Тема разделённой любви сменяется в повести другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна — темой недостижимого счастья.
    В повести "Чистый понедельник" также видим двух разных,но любящих сердца.Неразделенная любовь. Влюбленные разлучаются не потому, что складываются неблагоприятные обстоятельства. На самом деле причина совсем в ином. Причина — в возвышенной и одновременно глубоко несчастной девушке, которая не может найти для себя смысл существования. Она не может не заслуживать уважения — эта удивительная девушка, которая не побоялась так резко изменить свою судьбу. Но вместе с тем она кажется непостижимым и непонятным человеком, так непохожим на всех, кто ее окружал.
    Енукидзе Камила.11А

    ОтветитьУдалить
  6. Да, не только в истории России, но и в других странах мы нередко замечаем одну закономерность - на рубеже веков человечество переживает глубокий духовный кризиз.
    Нравственность приходят в упадок, опускается уровень образованности, человек становится более жестоким по отношению к окружающим, пропадает культура общения и т.д.. Это и многое другое становится причиной духовного кризиса в обществе и подталкивает человека на размышления об изменениях в системе ценностей. Темы одиночества, гуманизма, эгоизма человека, счастья, смысла жизни, любви становятся всё более волнующими.
    Все эти проблемы находят свое отражение во многих произведениях русских писателей рубежа XIX-XX вв..
    В своей повести "Поединок" А. И. Куприн показывает нам, в каком положении оказались многие сферы русской жизни, в частности армия. Автор изобразил моральное разложение офицерства, показал тупых командиров, лишенных каких-либо проблесков гражданского служения. Отношения между героями просто пропитанны враждой и ненавистью друг к другу. А если кто-то ещё и не лишен разумности и гуманности, как Назанский или Ромашев, то ему приходится сталкиваться с большими трудностями в жизни, кто-то спивается, кто-то трагически погибает, так и не найдя взаимопонимания.
    Если посмотреть на состояние общества на современном этапе, то мы увидим, что, спустя такое количество лет, совершенно ничего не изменилось. Поэтому я считаю, что эти вопросы не только не перестали быть актуальными, но и стали даже более насущными в наше время.

    Короткова Д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фраза "совершенно ничего не изменилось" требует пояснения.

      Удалить
  7. На рубеже веков общество всегда переживает духовный кризис.Так ли это?Да!Причины духовного кризиса чаще всего проявляются при больших переменах,например:смена власти,натиск производства ,при ведении войны,и поражении в ней. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно более пронзительно нежели в странах западной цивилизации. Россия в настоящее время переживает глубокие изменения всех сфер общественной жизни и общества в целом.Но если сопоставить состояние общества на современном этапе и на рубеже XIX - XX веков,то сегодня общество находится в более наилучшем положении! Бабюк Е.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В чем суть ДУХОВНОГО кризиса? И где аргументы?

      Удалить
  8. Конец XIX – начало ХХ века, так называемый рубеж веков, – особый исторический этап в развитии западного общества, культуры и литературы. В эту переломную эпоху возникают и развиваются многие явления, которые повлияют на ход историко-культурного процесса ХХ века. Хронологическими границами рубежа веков считается период с начала 70-х годов XIX века до конца 10-х годов ХХ века.
    Период рубежа XIX и ХХ веков является и самостоятельной литературной эпохой и, одновременно, своеобразным прологом к
    XX веку. Несмотря на то что календарно ХХ столетие началось в 1900 г., основные специфические черты его истории, культуры и искусства складываются только к концу 1910-х годов. Как известно, изменения в искусстве происходят тогда, когда меняется сознание человека и общества. Для того чтобы сложилось искусство ХХ века, была необходима трансформация мировоззрения общества, менталитет Х1Х века должен был уступить место сознанию ХХ столетия. Периодом формирования нового сознания и, соответственно, нового искусства ХХ века стал рубеж веков.
    Можно выделить основные историко-культурные черты, определяющие специфику эпохи рубежа XIX—ХХ веков.
    Прежде всего историю, культуру и искусство этого периода характеризует переходность. Возникают и начинают развиваться многие явления, которые окажут влияние на ход истории и развитие литературного процесса ХХ века. Появляются предпосылки для возникновения таких исторических реалий ХХ столетия, как Первая и Вторая мировые войны, фашизм, коммунизм. Многие политические, социальные и экономические конфликты начинают складываться именно на рубеже веков. Тогда же постепенно формируются элементы такого явления искусства ХХ века, как модернизм, и его отдельных течений – сюрреализма, экспрессионизма, футуризма и других.
    Еще одна важная черта рубежа веков – парадоксальность. Историко-культурное движение рубежа веков неоднозначно, двойственно.
    С одной стороны, в конце XIX – начале ХХ века происходит обновление всех видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы). Ускоренным темпом идет развитие технического прогресса, появляется большое число новых изобретений, которые способствуют облегчению человеческого труда и жизни: динамо-машина, динамит, железобетон (1867), электрическая лампа (1874), телефон (1876), радио (1893), беспроводной телеграф, кинематограф, рентгеновский луч (1895), вертолет (1905). В 1887 г. открывается первая линия электрического трамвая, в 1903 г. появляется первый конвейер для сборки автомобилей, совершается первый полет аэроплана братьев Райт, в 1905 г. – первая неоновая реклама и т.д.
    Как следствие активного развития прогресса на рубеже веков состоялись грандиозные, с точки зрения технического обновления, события: сооружение в Нью-Йорке Бруклинского моста (1883), открытие в нью-йоркской гавани статуи Свободы (1886), возведение в Париже Эйфелевой башни (1889), прокладка трансатлантического кабеля (1904), строительство в 1904—1914 гг. Панамского канала и др. Новые географические достижения стирают последние «белые пятна» на карте земного шара: в 1908 г. люди достигли Северного полюса, в 1911 г. – Южного.В своей повести "Поединок" А. И. Куприн показывает нам, в каком положении оказались многие сферы русской жизни,герои относятся друг к другу с ненависть и враждой.
    Новоселов.А

    ОтветитьУдалить
  9. В основе глобального кризиса земной цивилизации в целом и России в частности лежит духовный кризис каждого человека.
    Необходимо заметить, что понятие «духовность» истолковывается авторами разнообразно. Но от этого данная проблема не становится меньше, так как от духовного состояние человека зависит атмосфера в создаваемой им семье, а также в обществе в целом.
    Проблема духовности непосредственно связана с образованием. В этой связи важно учесть, что у российского образования есть своя уникальность, заключающаяся в том, что оно неотделимо от духовного образования личности. Это относится и к христианской педагогике дореволюционных эпох, и к советской эпохе.
    Важной проблемой, стоящей перед человеком на пути духовного роста и самопознания, является проблема обретения подлинного смысла, что является затруднительным в культуре, где эти смыслы заменяются симулякрами, информационным мусором, равнозначными дискурсами. На протяжении всей своей жизни индивид встречается с огромным количеством идеализаций, стереотипов и другими установками и параметрами, по которым и оценивает прожитые годы. Если учесть, что требования к миру появляются уже в детском возрасте и активно применяются во время общения, то с возрастом люди все глубже и глубже погрязают в своих обидах, выливающихся в итоге в латентную или актуализированную конфронтацию с социальными группами, с самим собою.
    К примеру, отойдем от 1917 г. на 30-40 лет назад, в 80-е гг. XIX в. Во время похорон Достоевского, по воспоминаниям его вдовы, «церковь была полна молящихся; особенно много было молодежи, студентов разных высших учебных заведений, духовной академии и курсисток. Большинство из них остались в церкви на всю ночь, чередуясь друг с другом в чтении Псалтиря над гробом Достоевского. Потом мне передали одно характерное замечание: именно, что когда сторожа пришли убирать церковь, то не нашлось в ней ни одного окурка папирос, что чрезвычайно удивило монахов, так как обычно, за долгими службами, почти всегда в церкви кто-нибудь втихомолку покурит и бросит окурок. Тут же никто из присутствовавших не решился курить из уважения к памяти почившего». Отметим для себя, что великий писатель вызывал больше уважения, чем сам храм и его святыни. Но здесь все-таки речь идет о столичной публике, очевидно, не самой благочестивой.

    Курлык,11Б(Калабанов)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понятие "духовного кризиса" не раскрыто. И какое отношение всё это имеет к заданию.

      Удалить
  10. На рубеже 19-20 веков русские писатели показывали самые низы общества. К примеру, Горький написал пьесу "на дне". Россия на рубеже XIX – XX веков кажется временем расцвета – во всех областях. Литература, искусство, архитектура, музыка – но не только это. Бурно развиваются науки, как позитивные, так и гуманитарные (история, филология, философия, богословие). Не менее стремительны темпы промышленного роста, строятся фабрики, заводы, железные дороги. И при этом Россия остается сельскохозяйственной страной. В жизнь деревни проникают капиталистические отношения, на поверхности – расслоение прежней общины, разорение дворянских усадеб, обнищание крестьян, голод, – однако вплоть до Первой мировой войны Россия кормит хлебом всю Европу.
    Современная литература явление чрезвычайно неоднозначное. С одной стороны, литература и авторы стали более раскрепощенными, больше не ограничены ни цензурой, ни какими-либо рамками или канонами, как это было на протяжении многих веков в предыдущие годы. С другой же стороны, именно в связи с тем, что литература ничем и никем не ограничена, сегодня на рынке можно увидеть сотни наименований произведений, которые не только не имеют никакой художественной ценности, но и негативно влияют на современных читателей, формирование их художественного вкуса и на весь литературный процесс в общем.
    Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не раскрыто понятие "духовный кризис", нет аргументов, требуемых в задании

      Удалить
    2. В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов. В их произведениях присутствовало отражение реальности, жизненной правды.

      Удалить
  11. К сожалению, нет личного восприятия, подробно проработан "готовый" анализ, со стандартными примерами и оборотами, такими как " в традициях русской классической поэзии" и т.п.

    ОтветитьУдалить